Сотрудничество вузов России и Великобритании

Встреча ректоров университетов России и Великобритании

11 февраля 2021 года в дистанционном формате прошла встреча ректоров университетов России и Великобритании, посвященная планам развития научно-образовательного сотрудничества двух стран. Сомодераторами онлайн-форума ректорского корпуса выступили президент Российского Союза ректоров, ректор Московского университета В.А. Садовничий и директор отдела политики в области образования Британского Совета Мэделин Анселл.

Участников встречи поприветствовала Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в России Дебора Броннерт, которая отметила важность продолжения диалога университетских сообществ двух стран, несмотря на известные сложности в отношениях двух стран и ограничения, связанные с пандемией. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии А.В. Келин рассказал о текущем уровне российско-британского взаимодействия в научной области и отметил важность всемерной поддержки межуниверситетских проектов. Директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн отметила, что с теплотой вспоминает гостеприимство организаторов Первого форума ректоров университетов России и Великобритании, который прошел 12 ноября 2019 года на базе Московского университета и выразила уверенность, что Второй форум пройдет в Великобритании в не менее дружественной обстановке. Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой подчеркнул, что в условиях пандемии все уже соскучились по личному общению и с нетерпением ожидают как продолжения начатого в Москве диалога во время запланированного на октябрь 2021 года визита делегации ректоров и президентов российских университетов в Великобританию, так и мероприятий в рамках перекрестного российско-британского года, намеченного на 2022 год.

В своем выступлении ректор МГУ академик В.А. Садовничий подчеркнул, что пандемия вынудила университеты в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, внести серьезные изменения в организацию учебного процесса, правила проведения экзаменов, вступительных испытаний и многое другое. Он предложил коллегам свою оценку произошедших изменений в жизни вузов, отметив, что вызовы пандемии, безусловно, ускорили цифровизацию высшей школы, которая, по общему мнению экспертов, оказалась одной из наиболее подготовленной к дистанционному функционированию сфер общества.

Виктор Антонович отметил особую роль Российского Союза ректоров, который, начиная с февраля прошлого года, регулярно проводит заседания, посвященные функционированию университетов в период пандемии, став ключевой национальной площадкой выработки и принятия решений по стратегии реагирования на связанные с пандемией угрозы. Академик В. А. Садовничий рассказал о вкладе Московского университета в социальную жизнь общества и здравоохранение страны, деятельности студенческого волонтерского корпуса.

По словам В.А. Садовничего, 2020 год стал испытанием и для развития международного сотрудничества и интернационализации вузов в привычном для всех, устоявшемся веками формате. Были отменены международные поездки, приостановлены программы обменов и академической мобильности студентов и научно-педагогических кадров, некоторые международные научные проекты были временно поставлены на паузу. Тем не менее, университеты успешно разрабатывают и внедряют отдельные стратегии цифровой академической мобильности, проводят тренинги преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде. В Московском университете впервые в 2020 году был проведен День открытых дверей для иностранных абитуриентов в онлайн формате. Также новацией прошлого года стал запуск системы подачи документов онлайн в приемную кампанию, в том числе, для иностранных абитуриентов.

Виктор Антонович отметил, что пока, конечно, сложно прогнозировать, насколько серьезными будут последствия пандемии для развития высшего образования во всем мире. Вопросы о том, как глубоко инкорпорируются в учебный процесс дистанционные образовательные технологии и как скажется пандемия на интернационализации вузов, международном образовательном и научном сотрудничестве, остаются открытыми. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что многие новые инструменты и методологические подходы себя очень хорошо зарекомендовали и, таким образом, наверняка останутся уже навсегда в образовательном процессе.

В рамках онлайн-общения представители ведущих российских и британских университетов обменялись мнениями о возможностях долгосрочного сотрудничества российских и британских университетов в пост-пандемическую эпоху, высказали точки зрения по развитию российско-британского научно-образовательного пространства, выдвинули идеи и предложения, касающиеся повестки Второго форума ректоров и президентов университетов России и Великобритании.