Сотрудничество вузов России и Великобритании

Пленарная сессия Второго Форума ректоров университетов России и Великобритании

26 января 2022 года в рамках Второго Форума ректоров университетов России и Великобритании состоялась пленарная сессия, модераторами которой выступили вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Александрович Ендовицкий и директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн.
Открыл заседание вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Алексей Вячеславович Демидов. Он привел основные статистические данные по сотрудничеству вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с британскими партнерами. В настоящее время, по его словам, международное сотрудничество с вузами Соединенного Королевства и Северной Ирландии осуществляют около 70 университетов региона. В основном, это стажировки в рамках основного образовательного процесса и научные исследования, довузовская подготовка и сезонные школы.
Наибольшее число партнеров из Великобритании имеет Санкт-Петербургский государственный университет: это Кембриджский университет, Эдинбургский, Йоркширский и другие. Немного уступают ему по численности вузов-партнеров, но не по активности международной научной работы Политехнический университет имени Петра Великого и Российский педагогический университет. Негосударственные вузы Петербурга, Государственная консерватория имени Римского-Корсакова и Русский культурный центр «Пушкинский дом» также ведут плодотворную деятельность совместно с британскими научными, образовательными, медицинскими организациями и учреждениями культуры.
Свое выступление А. В. Демидов завершил фразой о своей уверенности в огромном потенциале сотрудничества российских и британских научно-образовательных центров и университетов, назвав особенно перспективным сотрудничество в исследованиях Арктики и Антарктики.
Президент Британского Совета по науке Кэрол Манделл посвятила свое сообщение теме пользы международного научного сотрудничества. В качестве примера она привела результаты подобного сотрудничества в области астрофизики и экстрагалактической астрономии. Удивительный проект по поиску Черных дыр во Вселенной объединил ученых разных стран: роботизированные радиотелескопы стоят в Африке и Австралии, а ученые продолжают свои исследования даже во время пандемии.
Совет, возглавляемый Кэрол Манделл, объединяет 36 организаций Великобритании и группы ученых в них (психологов, биологов, химиков, специалистов из институтов воды и минералов, полярных исследований и других), создавая для них единый портал в экосистеме науки. Совет по науке создает и организует деятельность в клиниках и лабораториях, научно-исследовательских институтах и центрах, а также активно взаимодействует с Правительством и обществом. Рассуждая о пользе научного сотрудничества между учащимися, Кэрол Манделл высказала мнение о том, что «общение студентов сегодня продвигает науку завтра». Новые научные интересы формируются, в том числе, и в научных контактах молодых людей, что ведет к росту численности ученых. А недостаток научных сотрудников, с точки зрения оратора, уже есть, и будет только расти.
Приоритетным направлением международного взаимодействия Кэрол Манделл считает формирование доверия в науке. Политическая неопределенность ведет к научному недоверию и замалчиванию, поэтому надо искать точки взаимных интересов и укреплять дружбу, на основе которой продвигать науку. Разнообразие доверия в науке ведет к перекрестным, совместным и междисциплинарным исследованиям и открытиям. Президент Британского Совета по науке завершила свою речь предложением российским вузам и научным центрам связываться напрямую с ней, как только возникнет «необходимость в портале научного сообщества Великобритании».
Председатель Совета ректоров вузов Свердловской области, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Виктор Анатольевич Кокшаров представил свой вуз как широкомасштабный по числу студентов научно-образовательный центр, тесно связанный с интересами промышленности Росси и всего мира. Более 10 000 студентов, из которых 4000 — иностранцы, являются представителями университета, вошедшего в образовательных рейтингах в сотню лучших вузов мира. УрФУ взаимодействуют с семью университетами-партнерами из Великобритании по основным естественно-научным областям, в частности, в области физики, биологии, химии, технологий. Своими приоритетами университет считает продвижение науки в регионе и поддержку национальных проектов и задач в академической науке: разработку технологий в области ядерной и водородной энергетики. В. А. Кокшаров назвал конкретные примеры подобных разработок: модель электростанции для работы на водороде, местные проекты экологии городов, новых источников электроэнергии и другие.
Важной целью Уральского федерального университета, по словам его ректора, является развитие собственной образовательной траектории совместно с крупными промышленными предприятиями. У УрФУ множество контактов с российскими предприятиями, связанными с зеленой энергетикой, физикой, астрономией, солнечной энергией, все чаще поступают запросы из-за рубежа. «Невзирая на пандемию, лучше что-то делать, чем ждать, пока кто-то что-то сделает», — считает Виктор Анатольевич.
Проректор Манчестерского университета Стивен Флинт представил свое учебное заведение и рассказал о его достижениях. Он подчеркнул, что только в партнерстве рождаются новые возможности. Ученые наших стран смогли пройти через период пандемии и найти темы для совместной работы, преодолев как расстояние, так и психологические барьеры.
Стивен Флинт рассказал о том, что вуз создал новую для Великобританию схему академической мобильности, когда студенты и аспиранты могут выезжать в партнерский университет на стажировку на любой срок. Студенты и аспиранты выбирают не только сроки, но и вузы, а Манчестерский университет помогает им с организацией стажировки. Важными для взаимодействия наших стран Стивен Флинт назвал совместные образовательные программы между вузами, в том числе, совместную аспирантуру, и крупномасштабные исследовательские проекты, когда партнеры на всех административных уровнях находят друг друга и включаются в двустороннее или многостороннее сотрудничество.
«Современная жизнь предлагает ученым использовать новые возможности и дает преимущество академическому миру. Можно организовывать глобальные лекции для слушателей из нескольких университетов мира одновременно, создавая глобальные аудитории. И есть позитивный момент возможности участия в подобных лекциях всех желающих», — отметил Стивен Флинт.
Ректор Смоленского государственного медицинского университета Роман Сергеевич Козлов в своем выступлении уделил особое внимание проблеме международной борьбы с антимикробной резистентностью, так как его университет является ведущим вузом России по данной проблематике. Он привел статистику и прогнозы невмешательства или бездеятельности в этой сфере медицины, подчеркнув тот факт, что вопросы антимикробной резистентности являются универсальными для всего мира без исключения, и влияют даже на экономику стран.
Смоленский государственный медицинский университет проводит международные образовательные мероприятия, ученые медики собираются на конгрессы в Москве. Но не это, с точки зрения ректора СГМУ, помогает решать насущные задачи, а круглые столы, которые позволяют ученым всех уровней обмениваться результатами конкретных исследований и перспективных работ. По мнению ректора, также очень нужны и востребованы массовые открытые онлайн курсы.
«Российская и британская системы здравоохранения похожи, и подходы к решению научно медицинских проблем могут дополнять друг друга. А пандемия не влияет на общность подходов к борьбе с заболеваниями и антимикробной резистентностью», — отметил в заключение Р. С. Козлов.
Баронесса Элисон Сатти, член Палаты Лордов Великобритании, вспомнив свою стажировку в России в годы учебы в университете, подтвердила тот факт, что позитивные отношения между странами складываются, в том числе, во время установления личных контактов в период студенчества. Баронесса подчеркнула огромное значение программ студенческого и научного обмена и пришла к выводу о том, что каждому студенту надо проходить хотя бы краткую стажировку за границей. «Узнавая другую страну, и демонстрируя свою, поддерживая отношения затем на протяжении всей жизни, эти люди делают вклад в мирную политику», — отметила она. Элисон Сатти также отметила в своем выступлении важность двустороннего взаимодействия политического и научного мира. «Взаимная помощь и поддержка обеспечивает надежность существования общества», — считает она.
Ректор САФУ имени М. В. Ломоносова Елена Владимировна Кудряшова подняла тему Арктики, проблематика которой тесно связывает Россию и Соединенное Королевство. Новая программа развития университета, утвержденная в 2021 году, о которой рассказала ректор, предполагает содействие государственным решениям по развитию арктической зоны до 2025 года. Особое внимание будет уделяться проблемам климата и охраны окружающей среды, обеспечению безопасности в Арктике, здоровью и благополучию жителей северных территорий.
САФУ является лидером национального арктического научно-образовательного консорциума из 42 вузов, научно-исследовательских центров и предприятий, работающих в Арктике с научными исследованиями и обслуживающих данную территорию. Он реализует исследовательские проекты, обмен знаниями, участвует в арктических экспедициях.
Университет активно участвует в проекте развития сети научно-исследовательского сотрудничества в Арктике при поддержке вузов Великобритании и плотно сотрудничает в университетами Соединенного Королевства и Северной Ирландии — российские ученые читают циклы лекций, проводят совместные научные семинары, организуют ежегодный российский арктический плавучий университет, куда приглашают коллег из Британии. Существует онлайн школа молодых ученых в арктическом диалоге и интересный проект Digital Arctic.
Е.В. Кудряшова видит перспективы партнерства в названных направлениях и уверена в возможности достижения совместных научных результатов. В завершение она выразила сожаление о том, что в настоящее время очень недостает личных встреч. «Конечно, можно развивать научное и образовательное сотрудничество онлайн, но когда мы в экспедиции или лаборатории — результат в разы интереснее», — заметила ректор.
Мартин Зигерт, содиректор Института Грэнтэма по изменению климата и охраны окружающей среды (Имперский колледж), сообщил участникам встречи причины заинтересованности Британии в Арктике и долгой истории исследования арктического Полярного круга. Британия является самой северной неарктической страной, климат которой зависит от Арктики. Со слов Мартина Зигерта, в интересах Соединенного Королевства — понимание проблем данной территории. Создавая станции, измеряя изменения параметров или снижение воды в океане, ученые сообщают обществу его будущее, прогнозируют перспективу. И здесь, как нельзя лучше, нам служит российско-британское сотрудничество. По его словам, нельзя недооценивать и изменение климата в целом: изменение воздуха воздействует на всех без исключения. Необходимо работать над подобными вопросами не только на уровне государств, но и на уровне университетов, осознавая дело спасения климата как одну из миссий каждого университета. «Существует Глобальный союз университетов по климату, туда входят и имперский колледж, Кембриджский и Йельский университеты, Университет Беркли и другие. Однако там нет российских университетов. А они могли бы участвовать и делать достойный научный вклад в дело спасения климата на земле», — отметил Мартин Сегерт.
Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Анатольевна Черникова назвала статистику по своему университету, продемонстрировав изрядную долю иностранцев среди учащихся — 25% из 22 тысяч обучающихся приехали учиться из 85 стран мира. Основными научными направлениями МИСиС, по ее словам, являются материаловедение, информационные технологии и квантовые технологии, в которых университет является одним из лучших в мире, входя в первую сотню вузов мира. МИСиС сотрудничает с шестью вузами Великобритании и опирается на экспертизу лучших ученых мира, в том числе, профессоров Кембриджского университета. Он также является активным участником программы Межуниверситетского альянса университетов России и Британии.
Ректор сообщила и о том, что недавно университет открыл новый проект — междисциплинарную программу для ученых уровня «mega science». Участниками программы стали около 30% ученых из МИСиС, остальные являются представителями других вузов России. Интеграция науки и образования, а также проектно-ориентированный подход позволяют студентам формировать собственные траектории образования. Студенты и университет в целом реализуют себя и в программе «Международное академическое лидерство». «Формируя среду для развития творческих способностей и талантов каждого учащегося, мы создаем новые возможности», — сказала А. А. Черникова.
Проректор Нортумбрийского университета Джон Вудворд начал свою речь с того, что только работая вместе, вузы России и Соединенного Королевства могут прийти к общим взаимовыгодным решениям. Британские и российские университеты, проводя исследования в различных областях, могут быть уверены в том, что возможности предоставляются всем. В непростое время искусственный интеллект и анализ данных позволяют анализировать любую информацию и любые кризисы. Совместно ученые двух стран могут обеспечивать студентов лучшими знаниями и делиться научными наработками для благополучия общества в целом. Джон Вудворд уверил аудиторию в том, что Нортумбийский университет будет рад расширению сотрудничества с российскими учеными.
Гарет Риз, профессор Института полярных исследований имени Скотта Кембриджского университета, выразил уверенность в долгосрочном сотрудничестве между университетами Великобритании и России. С его точки зрения, ученые, учась и развиваясь, уже перемешались между различными академическими кругами. Это касается и международной науки, и междисциплинарных исследований. Формы образования меняются со временем, но те, кто имеют страсть к науке, способны учиться друг у друга даже без перевода.
Отдельно Гарет Риз отметил, что в международном сотрудничестве важен не только труд ученых, но и тот вклад что делают другие участники — те, кто позволяет создавать информационные сети и общую инфраструктуру, администрация и руководство. А первым шагом является не только взаимопонимание на уровне ученых советов, но и взамодействие на уровне людей и университетов в целом.
Проректор Университета Рединга Пол Инман сообщил, что их университет является лидером среди научно-исследовательских университетов Великобритании и других частей света. Являясь специалистом по бизнесу в образовании и развитии международного партнерства, он считает, что индивидуальные исследователи должны иметь возможность работать вместе. При этом важно поддерживать их и не преследовать политически за их научные интересы. Данный вывод он сделал после опыта наблюдения за учеными в Китае и Лондоне, которые занимались транснациональными проектами, но уверен, что и для локальных проектов это утверждение справедливо.
Завершая пленарную сессию, ректор Воронежского университета Д. А. Ендовицкий вернулся к теме воздействия отдельного человека на большой мир и позволил себе привести доказательства того, как личные связи в студенческие годы, пронесенные сквозь время, приводят к возможности влиять на отношения между странами. В целом, пленарная сессия прошла в дружеской обстановке, каждый выступающий пытался донести как информацию о своем университете, так и высказать личное мнение о ситуации в российско-британской науке.